Если с 1950 по 2000 год доля мусульман в населении Западной Европы выросла в три раза, то в Соединенных Штатах она увеличилась в 14 раз, хотя показатели мусульманской иммиграции в США весьма невелики. По данным американских исламских организаций, ежегодно в США более 100 тыс. человек принимают ислам. Специалисты считают, что через семь-восемь лет ислам может стать второй по популярности религией в США (после христианства), если его распространение будет продолжаться нынешними темпами.
Негр-служитель вашингтонской мечети "Масджид Мухаммад", расположенной в ничем не выдающем своей исламской принадлежности здании на 4-й улице, объясняет успехи ислама так: "Американское общество сегодня поражено развратом, бездуховностью, наркоманией, преступностью и беспорядочными половыми связями в среде малолетних Когда-то арабы тоже были такими, но посланник Аллаха вырвал их из тьмы невежества. Теперь очередь за нами... Только ислам спасет Америку!"
Первая исламская организация в США (так называемый "Мавро-американский храм науки") была создана в 1913 году. С тех пор американские мусульмане научились адаптироваться к инорелигиозной среде. За эти годы в США возникли и окрепли такие мощные общественные структуры, как Федерация исламских ассоциаций США и Канады, Мусульманская студенческая ассоциация (MSA), профессиональные объединения - Исламская медицинская ассоциация (IMA), Ассоциация мусульманских ученых и инженеров (AMSE) и Ассоциация мусульманских социологов (AMSS), Исламское общество Северной Америки (ISNA), Совет по американо-исламским отношениям (CAIR), Исламский учебный центр и т.д. За последние пять лет число мечетей в Соединенных Штатах возросло на 25%, и у каждой из них своя программа по продвижению исламских ценностей в американском обществе. Только CAIR, по словам его исполнительного директора Нихада Авада, ежегодно тратит 10 млн. долл. на проведение подобных кампаний в СМИ.
Альтаф Хусайн из Школы социальной работы Университета Говарда (Вашингтон), к примеру, заявляет: "Мусульманам не следует ограничиваться отдельными уроками из жизни посланника Аллаха Мы должны быть в авангарде разработки, развития и продвижения новых социальных инициатив и предложений со стороны нашей общины".
Наибольшее возмущение мусульман вызывают попытки политико-идеологических кругов США, как это было сформулировано в журнале "Ю.С. ньюс энд уорлд рипорт", "изменить само лицо ислама" путем создания и продвижения "либеральной", "умеренной" версии ислама, под которой понимаются секуляризация, отказ мусульман от опоры на шариатские правовые положения и от концепций исламской государственности, пересмотр Корана и Сунны. Правительству США рекомендуется рассматривать в качестве "умеренных мусульман" Айян Хирси Али - сценариста скандального фильма "Подчинение" Тео ван Гога, автора "Сатанинских стихов" Салмана Рушди, индийскую писательницу Таслиму Насрин, призывающую к пересмотру ряда коранических положений, активного критика современного ислама канадскую журналистку Иршад Манджи и т.д.
Луай Сафи, исполнительный директор Центра развития лидерства Исламского общества Северной Америки из штата Индиана, Мухаммад аль-Шинтики, имам Исламского центра в Техасе, Джамал Бадави, профессор религиоведения канадского Университета Святой Марии в Галифаксе не просто предрекают крайне отрицательные последствия подобного подхода к исламу со стороны научных и политических кругов США, но и призывают сопротивляться попыткам маргинализации мусульман.
Американским мусульманам не привыкать к организованной политической борьбе, защите собственных прав и продвижению собственных интересов. Одним из самых мощных исламских движений, выступавших с политическими требованиями, боровшихся за права мусульман, в первую очередь темнокожих, была "Исламская нация" Луиса Фаррахана. Пик ее активности пришелся на 90-е годы прошлого столетия, когда Фаррахан, выступая с последовательной критикой американской политической системы, социального и политического неравенства, в 1995 году организовал марш протеста миллиона темнокожих мусульман к зданию Конгресса США в Вашингтоне.
Еще до начала войны с Ираком Фаррахан предрекал поражение США в войне с мусульманами, молился за победу Ирака над американской армией, а в феврале этого года в Детройте выступил с резкой критикой нынешней администрации, призвал к импичменту Джорджа Буша. Фаррахан также призвал американскую молодежь отказываться от службы в армии, поскольку она может завести на тот путь, "с которого нельзя будет вернуться".
Феномен Фаррахана (как и других мусульманских лидеров американских негров) в истории мобилизации и участия мусульман в политической жизни США был в основном обусловлен их борьбой за права темнокожего мусульманского населения. Однако волна новых мусульман-иммигрантов из стран Ближнего Востока, которые уже составляют более половины жителей США, исповедующих ислам, привела к пересмотру не только самой роли мусульман в политической жизни США, но также методов и целей участия в ней.
Новой волне мусульман Соединенных Штатов понадобилось некоторое время для того, чтобы в должной мере интегрироваться в американское общество, а также для того, чтобы подвести идеологическое обоснование с позиций Корана и Сунны возможности своего участия в политической жизни, найти наиболее оптимальные и в то же время дозволенные исламом методы политической борьбы. Темнокожие мусульмане, в свою очередь, всегда отличались зачастую поверхностным отношением к исламской догматике, искажением тех или иных положений религии, сосредоточенностью на расовых вопросах.
Новое поколение мусульман породило концепцию "демократического халифата". Это общественно-политическая система, которую должны выстроить мусульмане, являющиеся представителями (халифами) Аллаха на этой земле и в странах Запада в частности. Данная концепция раскрывается через классическую формулу демократии как "власти народа, для народа и осуществляемой народом", но реализуемой в полном соответствии с исламом и шариатом.
Кроме данной концепции американскими мусульманами в тесном контакте с европейскими и ближневосточными учеными разрабатываются и реализуются на практике такие оригинальные политические концепции и методологии, как исламская демократия, исламская концепция прав человека, исламское гражданское общество, созидательный джихад, концепция исламского общинного контракта, методология "Макъасиду-ш-шариа" (целей шариата), "аль-Васатыйя" (исламский принцип умеренности), "Фикх-уль-акълийят" (мусульманское право меньшинств) и т.д.