Опасность раскола общества по этническому признаку в такой стране, как Россия, давно осознана. Отрадно, что шовинистические выходки встречают жесткое противодействие властей - свидетельство тому недавний арест лидера московских скинхедов.
Однако создается впечатление, что шовинизм - болезнь одного лишь коренного населения, приезжие же свято блюдут законы и уважают местные традиции. Как милицейская статистика, так и повседневный опыт этому противоречат, однако обвинительные приговоры в разжигании межнациональной розни выносят только русским.
"Верна ли такая политика и к чему она может привести?" – такой вопрос Regions.Ru задали ряду государственных и религиозных деятелей.
Виктор Алкснис, член Комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками:
Я категорически против точки зрения, что русские выступают в роли разжигателей межнациональной розни. На мой взгляд, в этой ситуации представители титульной нации являются обороняющейся стороной. Я сейчас не оправдываю упомянутого господина. Но ситуация такова, что практически на официальном уровне проводится политика русофобии. Например, в Чечне был геноцид русского населения. По официальным данным было вырезано более 20 тысяч русских мирных жителей - детей, женщин стариков. И ни один человек за это не ответил. Ни одного уголовного дела по факту геноцида не было возбуждено.
Подобные факты геноцида русского народа со стороны власти не находят никакого отклика. Известно, что сейчас в Ингушетии проходит вытеснение русского населения. У меня есть официальный ответ Генпрокуратуры, где говорится, что за первый квартал прошлого года было 9 случаев подрыва взрывных устройств в домовладениях русского населения, когда гибли мирные люди. Это целенаправленная политика по вытеснению русского населения с Северного Кавказа. Власти на это никак не реагируют. А ищут виноватых именно русских.
На мой взгляд, то, что происходит сегодня в России - это ответная реакция. Когда люди, молодежь, которая убедилась, что власть бесполезно просить и призывать защитить права народа, они радикально настраивают себя.
Разжигают не русские. Это ответная реакция русских. К сожалению, разжигателями выступают представители другой стороны.
Протоиерей Владимир Силовьев, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове, председатель Издательского отдела Московской патриархии:
Против милицейских сводок возразить нечего - почему же СМИ искажают факты? Мне кажется, это продолжение давних разрушительных тенденций, направленных на искоренение русского национального самосознания. То, что, например, происходило в годы правления Анны Иоанновны или в советское время. Но история свидетельствует, что нужно не бояться усиления русского самосознания, а наоборот, приветствовать его.
Ведь сколько народов населяло Российскую империю, и ни один из них не утратил ни своего языка, ни своих обычаев, ни своей самобытности, а после падения империи и распада Советского Союза многие народы обрели свою национальную государственность. И это во многом за счет русского народа, его жертвенности. Когда же у русских через 70 лет наконец-то появляется возможность создать свое государство, их обвиняют в шовинизме.
Протоиерей Владислав Свешников, настоятель храма Трех святителей на Кулишках:
Как ведут себя приезжие в Москве, мы сами видим: сплошь и рядом нагло и дерзко, без какого-либо уважения к законам и традициям. Но как они ведут себя в провинции! По рассказам моих знакомых священников, это просто какое-то сплошное безобразие. Это скрывают или преподают нам в искаженном виде. Зачем? Чтобы разжечь скандал?
Священник Андрей Постернак, директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук:
Власть оказывает информационное давление на русское население, ущемляя российские национальные интересы. При этом используется пропаганда, восходящая к ленинскому тезису о великодержавном шовинизме. Именно подобная политика и приводит к обострению межнациональных отношений. Чем более неуютно русские будут чувствовать себя в своей собственной стране, тем сильнее будет реакция. Так что власть, конечно, должна занять более патриотичные позиции, иначе раскол будет только углубляться.
И несколько иных мнений:
Рафик Мухаметшин, ректор Российского Исламского университета, Казань, Республика Татарстан:
То, что в последние годы наметился определенный рост националистических выступлений, я бы связал со становлением процесса самосознания народа России, возрождением исторических и духовных ценностей. В нашей стране наметилась стабильность, люди думают не о том, как бы заработать на хлеб насущный, и этот хлеб достать, а интересуются своей религией, историей страны. Конечно, есть и крайние формы проявления такого возрождения. А где их не было и нет?!
Но перед законом, конечно, все должны быть равны. Любые противоправные действия должны пресекаться в корне. Ответственность за антизаконные призывы и действия обязан нести каждый, и не важно кто это - русский, татарин, еврей, таджик или азербайджанец. А вот называть арестованного скинхеда русским фашистом или русским шовинистом недопустимо. Нечего скрывать, в каждом из нас сидит шайтан национализма. И припечатывать ярлык только к определенной нации - преступно. Это и называется расколом общества.
Дамир-хазрат Мухетдинов, руководитель аппарата Духовного управления мусульман Нижегородской области (ДУМ НО), член Общественной палаты Нижегородской области:
В большинстве случаев, когда речь заходит о столкновениях на национальной почве, виноваты обе стороны. Трудно представить, что в такие моменты с шовинистическими криками нападают только одни, а другие, мягкие и пушистые, молчат в тряпочку и, закрыв рты, только защищаются.
Однако когда речь заходит о том, что кто-то арестован за разжигании национальной розни, можно быть уверенным, что этим "кто-то" обязательно будет русский. Понимаю что, после таких слов могу предстать перед некоторыми недалекими единоверцами в не очень приятном свете. Но нужно быть объективным, и не врать: перед законом люди равны, и нести ответственность за слова и действия должны все.
Подчеркну, что как приезжие, так и жители России, должны, во избежание разного рода конфликтов, уважать и чтить традиции коренного населения России, а не навязывать свои обычаи и нравы. Так, буквально на днях, у нас случился неприятный факт. К нам пришли приезжие из Дагестана и спросили, почему-де, у вас собака поздним вечером по двору мечети бегает. Дескать, у нас в Дербенте такого мы бы не допустили: ай-ай, какой непорядок, давайте исправляйте. Пришлось им вежливо объяснить: "Мы не нарушаем ничего из шариата: по исламу собака не может жить в доме, но во дворе - может. Кроме того, у татар свои правила и свой взгляд на этот мир". Видите, вроде бы единоверцы, а сколько сразу возникло вопросов!
REGIONS.RU