Недавно в Иерусалиме проходила 23-я Международная книжная ярмарка. В рамках этого мероприятия был организован международный фестиваль русской книги, на который были приглашены известные писатели из России. Среди них оказалось, как отметила израильская печать, «очень немало этнических евреев». Действительно, в состав российской делегации вошли такие яркие литературные «звезды» как, например, Людмила Улицкая, Дмитрий Быков, Александр Кабаков, Мария Арбатова, Михаил Веллер и ряд других, что национальность в еврейском государстве определяют словосочетанием «подпадают под действие Закона о возвращении».
Фестиваль, которому по всем данным должен был обеспечен успех, обернулся, однако, большим скандалом. Все дело в том, что российские писатели вместо того, чтобы восторгаться «нашей молодой страной», позволили откровенно высказаться об «Израиле». Так, прославленная Людмила Улицкая, считающаяся некоторыми критиками чуть ли не лучшим русским прозаиком современности, как написано на одном из русскоязычных сайтов, «со свойственной ей прямотой заявила восторженно внимавшей публике, что «хотя она и еврейка, но по вере – православная христианка», что «ей морально тяжело в Израиле», и это связано с тем, что /по ее убеждению/ «на родине Иисуса Христа, представителям христианских конфессий очень тяжело живется, а особенно трудно христианам-арабам, так как «с одной стороны, их давят евреи, а с другой – арабы-мусульмане». Публика разошлась весьма удивленная и обескураженная агрессивными пассажами их любимой писательницы».
По сообщению русскоязычных израильских СМИ, не только Л. Улицкая, но и А. Кабаков на каждом шагу говорил о своем истовом христианстве, по поводу и без повода крестился, «что, в глазах израильтян, пусть и русскоязычных, выглядело довольно странно, учитывая его характерную еврейскую внешность».
Примечательно, что вполне в духе русскоязычных израильских СМИ был и репортаж, помещенный в московской газете «Известия»: «В Иерусалиме в рамках международной книжной ярмарки прошел фестиваль русской книги. Российскую делегацию… возили по святым местам и достопримечательностям Израиля. Культурная программа чередовалась с выступлениями в разных городах. Но как бы писатели ни пытались склонить читателей на литературные темы, публика неизбежно возвращалась к вопросу: «Как вы относитесь к Израилю?» Дмитрий Быков сообщил, что, по его мнению, «Израиль – историческая ошибка», и «задача соли плавать в общем супе, а не собираться в одной солонке». Вечером того же дня… публика шепотом спрашивала друг у друга: «А вы слышали антисемитские выступления Дмитрия Быкова сегодня на ярмарке?»
Впрочем, всех превзошла Мария Арбатова – вот какими словами она подытожила поездку в Иерусалим: «Земля обетованная произвела на меня грустнейшее впечатление. Нигде в мире я не видела на встречах с писателями такой жалкой эмиграции». Израиль в целом М. Арбатова охарактеризовала как «бесперспективный проект». «Раньше не понимала, почему моя тетя, дочка Самуила Айзенштата, вышедшая замуж за офицера британской разведки и после этого 66 лет прожившая в Лондоне, каждый раз, наезжая в Израиль, говорит: «Какое счастье, что папа не дожил до этого времени. Они превратили Израиль в Тишинский рынок!» Теперь вот приехала, посмотрела, поняла: «Это сообщество не нанизано ни на что, и его не объединяет ничего, кроме колбасности м ненависти к арабам. /…/ Обещанной природы я не увидела: сплошные задворки Крыма и Средиземноморья. Архитектуры ясное дело не было и не будет. Население пестрое и некрасивое. В жарких странах обычно глазам больно от красивых лиц. Для Азии слишком злобны и напряжены. Для Европы слишком быдловаты и самоуверенны… Я много езжу, но нигде не видела такого перманентно раздраженного и нетерпимого народа». … Я приехала с остатками проеврейского зомбирования: бедный маленький народ борется за еврейскую идею. Но никакой еврейской идеи, кроме военной и колбасной, не увидела. /…/ Это не страна, а военный лагерь».
Относительно визита на «землю обетованную» российских писателей, «искренне гордящихся, что у них с Израилем – ничего общего», на страницах московской «Еврейской газеты» высказался гражданин еврейского государства Алек Эпштейн, предпочитающий, между прочим, жить не в Тель-Авиве, а в Москве. В своей пространной статье он, в частности, пишет: «Резкая антисионистская и антиизраильская позиция отличала и отличает многих евреев диаспоры, как говорится, от Ноама Хомского и далее: российские литераторы здесь, очевидно, - не первопроходцы... Традиции еврейского антисионизма в постсоветской России не было. В России есть люди еврейского происхождения, которых отличает, скажем так, резко критическая позиция относительно происходящего в Израиле. Пожалуй, едва ли не самый известный из таких людей – Евгений Максимович Примаков. Но ни сам Е. М. Примаков, ни ему подобные антиизраильски настроенные евреи, никак не акцентируют свое еврейство, напротив, они всячески скрывают свою национальность, в чем отличаются от носителей распространенной в западных странах идеологии еврейского антисионизма, которые как раз используют свое еврейское происхождение для обеспечения символической легитимации собственного права на борьбу с еврейским государством. Именно такова природа отторжения Израиля М. И. Арбатовой и ряда других современных российских литераторов и интеллектуалов еврейского происхождения: их никто насильно не вел в Антисионистский комитет советской общественности, подобная позиция – их сегодняшний свободный выбор.
Дальше А. Эпштейн подчеркивает: «Свободный выбор национального самоотречения, отчуждения от проекта возрождения национальной государственности народа, к которому принадлежат и они сами». К этому лишь можно добавить, что у российских писателей, как и у всех других свободных людей, имеется также и свободный выбор в том, к какому народу себя причислять. Ведь «дух дышит, где хочет», и потому национальность любого человека определяется не только кровью. Поистине, как сказал бывший чемпион мира по шахматам Бобби Фишер, когда его зачислили в евреи: «Господа, гордитесь своими собственными достижениями, если, конечно, они у вас есть. А меня, пожалуйста, не причисляйте к тем, с кем у меня нет и не может быть ничего общего».
Валерий ПЕТРОВ IslamNews.Ru